Вы здесь

Проблемы угря

Каково же отношение скептиков к проблеме угря? В цитируемой книге можно прочесть: «Если мы даже согласимся, что европейские угри устремляются в Саргассово море, чтобы метать там икру и умереть, а их потомки возвращаются в Европу ведомые наследственным
клыки. В гробнице правителя среди других сокровищ были найдены нефритовые подвески в форме зубов ягуара. А нефритовые детские личики, которые найдены в Ла-Венте и которые иным исследователям напоминали характерные черты монголоидной расы, в действи-тельности всего лишь свидетельствуют о стремлении, придать облику человека сходство с ягуаром. Вот почему ученые теперь называют эти маленькие шедевры уже не «детскими», а «ягуарьими лицами» или Изображениями «ягуара-ребенка».

Обитатели Ла-Венты жили под знаком ягуара. Когда исследова-тели истории и культуры американских индейцев задумываются над обычаями удивительных людей из Ла-Венты, Они часто говорят о настоящей «одержимости ягуаром». Но откуда взялась эта религиоз-ная одержимость?

Ответ я пытаюсь прочесть тут же, на алтарях и стелах, оставленных нам строителями Ла-Венты. На стеле I в типичной для этого стиля нише я вижу женщину в короткой юбке. Над нишей и женщиной изображена морда ягуара. А на каменном памятнике, найденном в Портеро-Нуэво, сцена, лишь намеком переданная в Ла-Венте, воспроизведена совершенно определенно: свидание женщины „с ягуаром. От связи божественного ягуара со смертной женщиной и возникло, согласно легенде, могучее племя героев, сыновей небес и земли, полубожественных строителей Ла-Венты, возник удивительный народ, не похожий на все остальные. То были люди и одновременно ягуары — «ягуарьи индейцы».

Ольмеки жили позднее как будто бы жителей удивительного города Чатал-Гююка в Малой Азии, культура которого связана с почитанием леопарда. Но кто знает, сколько веков истории ольмеков скрыто еще среди джунглей Америки?
Последователь древнегреческого философа Игнацмус Донелли написал две книги: «Атлантида — допотопный мир» и «Рагнарок— эпоха огня и смерти». Обе эти книги увидели свет в 1882—1883 годах и впервые пробудили научный интерес к Атлантиде Платона.

В юности Донелли изучал право, увлекался поэзией. Будучи конгрессменом от республиканской партии, он в отличие от многих, членов американского конгресса, а также членов всевозможных советов часто наведывался в библиотеку, занимаясь наукой всерьез. За Донелли укрепилась слава «отца современной атлантологии».

С легкой руки Донелли в атлантологической литературе стало тра-дицией считать погибший материк общим культурным центром Старого и Нового Света, «котлом» всех высоких цивилизаций древности. Одним из первых автор книги «Атлантида — допотопный мир» обратил внимание на сходство архитектуры индейцев и египтян (главным образом на пирамиды, построенные и в долине Нила, и в Перу, и в Мексике), на общность некоторых обычаев, научных знаний, календарей и т. п. Эти аргументы до сих пор приводят атлантологи. Донелли также первым (но далеко не последним!) высказал гипотезу о том, что именно из Атлантиды вышел и охватил чуть ли не весь мир культ бога Солнца.