Вы здесь

Таицзицюань

Таицзицюань — удивительное явление китайской духовной культуры, сочетающее эффективную систему оздоровления и глубокое учение о самых сокровенных сторонах человеческой души. Это направление ушу, возможно, наиболее полно воплотившее в себе всю мощь и сложность китайских боевых искусств, оставило немало трактатов и... массу неясностей. Кто-то заявляет, что тайцзицюань возник во II тысячелетии до н. э.; кто-то считает его боевой системой, переродившейся в безобидную гимнастику; есть и такие, кто уверяет, что движения комплексов несут в себе тайную информацию исчезнувших цивилизаций... Дальнейшая добросовестная работа над источниками даст ответы на многие вопросы, развеет над «внутренними» стилями покров неразгаданной тайны. Сегодня тайцзицюань любим миллионами людей. Лишь в последнее время началось его действительно научное исследование, и древняя система стряхивает с себя шелуху выдумок,
непрофессиональных трактовок, как и многие стили ушу.
Так что же такое тайцзицюань? Это легче прочувствовать, чем объяснить словами: китайские «боевые искусства» не имеют аналогов в европейской культуре. Практический аспект здесь тесно связан с философско-историческим, и непонимание хотя бы одного из них может свести на нет все усилия. Однако главная цель настоящей брошюры, весьма скромной по объему,— дать читателю именно практические рекомендации, методику выполнения комплексов и систему упражнений. Поэтому за подробными сведениями по философии и истории мы вынуждены отослать читателя к более фундаментальным изданиям, а здесь лишь бегло коснемся этих вопросов.
Понятие «Тайцзи» — «Великий предел» впервые встречается в третьем добавлении классической «Книги перемен» («Иц-зин») — «Сицычжуань», где говорится: «Изменения содержат в себе Великий предел, который порождает два начала». Тайцзи в основном выступало как синоним пути Дао — универсального закона всех вещей и явлений, символичное выражение всех трансформаций и взаимоперехода инь-ян (см. брошюру «Уроки китайской гимнастики», вып. 1). Ответ на вопрос, как достичь мистического единения с Дао, был столь же туманен и неопределен, как и само Дао. «Недеяние» (увэй) и «самозабытие» (ван-во) — ключевые понятия даосизма — были скорее внезапным моментом озарения и самоотторжения от суетного мира, чем реальной программой.
Впервые подобная программа появляется в даосских школах в II—IV веках» Долголетия «можно достичь» либо приемом некой «пилюли бессмертия», в состав которое входили ртуть, свинец, сера, золото, серебро, мышьяк и т. д., либо «выплавлением» такой «пилюли» внутри организма посредством сочетания энергетической квазиматериальной субстанции ци и человеческого субстрата семени — цзин. Так как один из способов получения ци заключался в правильном дыхании, то постепенно сложилась система дыхания туна — «накопления (нового) и выброса (старого) ци». С ней было тесно связано синци — визуально-психическое «проведение» ци по каналам тела, а также методы диетологии. ; Все вместе это сформировало обширную и. весьма рыхлую систему даоинь, которая вместе с рядом форм ушу позже стала основой для создания тайцзицюань.
Неоконфуцианство (философское течение, возникшее на стыке даосизма и конфуцианства в XII в.) усилило ключевое значение тайцзи как образа «сокровенной пружины», которая, раскручиваясь, дает начало всем объектам внешнего мира. Выполнение комплекса тайцзицюань как бы запускало сокровенную пружину, то заставляя разделяться два начала — инь-ян, то вновь их соединяя. Традиционные названия передавали этот характер саморазвертывающегося Дао, например, первое движение именовалось — «Беспредельным» (Уцзи), второе — «Великим пределом» (Тайцзи) и т. д. Весь комплекс представлял схему развертывания Великого предела, в конечном счете возвращавшегося к своему началу (заключительная позиция в таолу). Вот какое основополагающее высокое и одновременно мистическое значение придает традиция тайцзицюань. В традиционном Китае существовало несколько классификаций стилей ушу. По одной из них тайцзицюань относят к Уданскому направлению, получившему свое название по горам Уданшань в провинции Хубэй. В этом живописном месте, по легендам, жили многие даосские маги, в том числе и знаменитый Чжан Саньфэн. По другой классификации, тайцзицюань — это один из стилей «внутренней семьи» — (нэйцзя), противопоставляемых стилям «внешней семьи» (вайцзя), В чем различие этих семей? Общепринято считать, что стили вайцзя (например, шаолиньцюань, наньцюань и др.) делают основной упор на использование в бою физической силы — ли. Бойцы нэйцзя почти отказались от применения силы мышц и используют уже упоминавшуюся энергетическую квазиматериальную субстанцию ци. Однако, к своему удивлению, мы не найдем ни одной школы . ушу, которая бы не сочетала в бою ли и ци.
Мифологизированное китайское сознание наложило на историю тайцзицюань заметный отпечаток. Все легенды связывали возникновение стиля с даосами, и это еще больше усиливало ореол тайцзицюань как «искусства Дао». По своему содержанию это были переработки более древних мифов об «истинных людях». Один из таких людей Сюй Сюаньпин (IX в.), который «воздерживался от пищи и передвигался стремительно, как чудесная кобылица», и считался основоположником Нэйцзя.
Наибольшее распространение получила история о создателе стиля Чжан Саньфэне. Уточним, что людей, носящих такое имя, было несколько. Один из них, даосский алхимик XIII в., «пестовавший Дао» в горах Уданынань, получил «высшую истину» во время явления к нему во сне «сокровенного божества» и достиг бессмертия. Другой Чжан Саньфэн, живший в XVI в., как повествует история, ходил в рваной одежде и от холода его защищала лишь монашеская ряса. Называют легенды и других «создателей» тайцзицюань. Так Чжан Сунси (XVI в.) дробил у себя на ладони камни, профессиональный воин Ван Чжэннань (XVII в.) без труда удерживал на вытянутой руке пять человек.
Что же сегодня известно о реальном создателе тайцзицюань? К сожалению, не очень много. Его звали Чэнь Вантин, и происходил он из уезда Вэнь-сянь провинции Хэнань. Чэнь был воином императорской гвардии, но вскоре после прихода к власти маньчжурской династии Цин в 1644 г. ушел из армии. Будучи великолепным мастером ушу, он решил систематизировать те сведения, которые получил в армии.
За основу нового стиля Чэнь Вантин взял формы кулачного боя, известные ему из «Трактата о кулачном искусстве» Ци Цзи-гуана (1528—1587), служившего учебным пособием для императорской гвардии. Из 32 позиций Чэнь отобрал 29 и составил несколько комплексов, в том числе пять комплексов тайцзицюань. Он представил новый стиль как момент соположения внешнего и внутреннего — боевых приемов и их философского осмысления. Постепенно стиль семьи .Чэней упорядочивался, усиливалось его философское звучание. Уже не требовалось столь много комплексов, чтобы открыть для себя метафизическую глубину реальности ушу. Для этого достаточно было и нескольких десятков движений, выполненных с полным соблюдением принципов тайцзицюань. С течением времени из первоначального творения Чэнь Ван-тина сохраняются лишь первый комплекс тайцзицюань и комплекс паочуй («взрывающиеся удары»), которые сейчас считаются первым и вторым комплексами стиля Чэнь.
Долгое время этот стиль не выходил за пределы семьи Чэ-ней, им занимались вдали от любопытных взоров. Первым посторонним человеком, которому удалось приобщиться к новому стилю, стал Ян Лучань (1799—1872) —воистину человек-легенда. Он происходил из обедневшей семьи из уезда Юннянь провинции Хэбэй. Хотя Ян с детства испытывал тягу к ушу, заботы о близких не позволяли ему систематично заняться этим делом. И все же, узнав о необычном стиле Чэней, Ян Лучань отправился к ним в деревню и попросился в ученики. После долгих уговоров Яна взяли в дом, но не учеником, а в качестве слуги. Ян тайно наблюдал за занятиями и через три
года рискнул показать то, чем} научился украдкой, Чэни были искренне поражены той тщательностью и упорством, с которыми Янь Лучань подошёл к тренировкам. Вместо" того чтобы строго наказать его (а за подглядывание за занятиями тогда полагалась смерть), они позволили' ему продолжать занятия вместе с ними.
После шести лет. обучения Ян Лучань возвращается в родной уезд и начинает преподавание, В то же время он работает над развитием стиля. Так, постепенно меняя характер движений, он делает их более плавными и растянутыми. Стиль преобретает все более возрастающее оздоровительное значение, что позволило одному из -учеников Ян Лучаня написать; «Что является высшей целью тайцзицюань? Сохранение здоровья и продление жизни», Ян Цзяньхоу (1839—1917), третий сын мастера, живший одно время вместе с отцом в Пекине и знакомый с запросами широкой публики, продолжает формирование стиля, основав так называемую Среднюю ветвь. Создание стиля Ян завершил его сын Ян Чэнфу, Он определял суть занятий тайцзицюань как «тренировки духа»,критикуя стили внешней семьи за нерациональный упор на физическую силу и «рваные» движения. Это, по его мнению, истощало внутренние резервы организма.
Впервые многочисленные труды по тайцзицюань были сведены в единый канон в лоне третьего крупного стиля тайц-зицюань, созданного .У Юйся- ном (1812—!880).Стиль У, как его называли по фамильному зароглифу основателя, характеризовался быстрыми и короткими движениями.
В 1912 г. ученик У Юйсяна Хао Хэ, приехав в Пекин, тяжело заболел. За ним ухаживал знаменитый мастер ушу.Сунь Лутан (1861—1932). В благодарность за искреннюю помощь Хао Хэ показал ему полный комплекс своей школы У, Переработав старый, комплекс, Сунь Лутан создает, собственное направление —стиль Сунь, основанный на принципе «открытия-закрытия», т. е. сочетания движений назад и вперед, концентрации и выброса сил. За. быстрые короткие передвижения стиль также получил название «подвижный тайцзицюань открытого и закрытого».
V- Последний из крупнейших стилей тайцзицюань — стиль Уд— был основан У Цзяньцюанем (1870—1943).Его отец Цю-ань Ю, маньчжур по национальности, был уроженцем провинции Хэбэй и обучался у Ян Лучаня, когда тот преподавал в Пекине. Цюань Ю обучил этому направлению своего сына У Цзяньцюаня. Однако тот решает реформировать стиль Ян: делает движения более плавными, исключает прыжки, притоптывания, резкие движения; изменилась немного и форма стоек, движение как бы волной пробегало по телу. Стиль вскоре был признан самостоятельным направлением тайцзицюань.
Помимо пяти основных стилей тайцзицюань возникло немало мелких ответвлений, кото-иле в основном брали свое начало от стиля Ян, Следует тайг. черкнуть: все стили- тайцзйцю-нь, хотя и различались по характеру и форме движений, основывались на общих принципах, более того — в своей базе имели одинаковую последовательность движений.
Распространение тайцзицюань было весьма затруднено закрытостью школ (а мастер никогда не обучал более 3—4 учеников), отсутствием общепризнанных методик. Возникла насущная необходимость рассказать о древнем искусстве современным языком. После образования КНР развернулась работа по упорядочиванию ушу. В результате этого в середине 50-х гг. на основе традиционных стилей было создано около 20 новых комплексов. В их числе в 1956 г. появился комплекс «Упрощенный тайцзицюань из 24 форм», составленный на основе самого распространенного и зрелищного стиля Ян. Позднее он был введен в программу средних и высших учебных заведений.
В конце 70-х — начале 80-х гг. работа над созданием новых комплексов тайцзицюань была продолжена. Но теперь в поле зрения Государственного комитета по физкультуре и спорту КНР оказался не только стиль Ян, но и два стиля У и стиль Чэнь. На их основе был создан комплекс из 48 форм тайцзицюань, сохранивший все основные черты этих стилей. Этот комплекс более сложен, но он дает и большие возможности реализовать основные принципы стиля, в том числе и оздоровительный эффект. Не случайно все медицинские исследования эффективности тайцзицюань проводились на группе занимающихся этим комплексом.
Здесь мы подходим к очень важному аспекту нашей темы (а для пропагандиста восточных гимнастик, быть может, самому важному) — к вопросу об оздоровительном и даже лечебном эффекте тайцзицюань. На чем же он основан?
В тайцзицюань воспроизводится природный принцип расслабления, мягкости и гармонии. Плавный характер движений, округлые и естественные позиции, сочетание действий всего тела — «диалог движений» — составляют непередаваемое ощущение полного единства и свободы. Занятия тайцзицюань требуют глубокого сосредоточения, не случайно одним из основных требований является главенствование мысли и воли над движением.
Рациональные приемы психоконцентрации в сочетании с особыми дыханием и движениями значительно улучшают состояние организма, снимают умственную и психическую усталость. Учеными установлено, что способы дыхания и концентрации, подобные тем, что используются в тайцзицюань, оптимизируют деятельность коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на многие функции организма. Но, подчеркнем, именно в сочетании, в едином комплексе. Поэтому одно лишь выполнение движений без психоконцентрации лишает тайцзицюань его оздоровительно-лечебного и психорегулирующего эффекта.
Оздоровительные функции тайцзицюань поистине поразительны. Более того, занятия этим стилем благоприятно влияют на лечение многих заболеваний. Вот почему в современном Китае тайцзицюань используется не только как оздоровительная система, но и как вид сопутствующей терапии. При заболеваниях желудочно-кишечного тракта занятия способствуют быстрому рубцеванию пептических язв желудка и двенадцатиперстной кишки, лечению гастроптоза, хронического гастрита, стеноза выходного отверстия желудка, язвенного и гиперпластического туберкулеза кишечника, энтеритов. Помогают они и при заболеваниях сердечно-сосудистой системы: поражении сосудов сердца, гипертонии, гипотонии, ревматическом поражении сердца, недостаточности кровообращения в конечностях, васкулите, атеросклерозе, малокровии.
Занятия тайцзицюань оказывают благотворное влияние при заболеваниях нервной (неврастения, нарушение иннервации желудочно-кишечного тракта, неврозы и др.), дыхательной (бронхит, бронхоэктаз, астма), мочеполовой (импотенция, простатит) систем, ряде гинекологических заболеваний. Однако не следует считать, что занятия тайцзицюань могут полностью заменить традиционное лечение. Это именно сопутствующая терапия. Так что не экспериментируйте ни над своим организмом, ни над своей психикой!
Результаты большой работы, проделанной в пекинском Центре спортивно-медицинских исследований, окончательно подтвердили то, что уже давно предполагали китайские медики. Для исследования были взяты две группы людей от 50 до 89 лет; группа А (32 чел.) регулярно занималась тайцзицюань, группа Б (56 чел.) — никогда не занималась.
Прежде всего пациентов попросили 15 раз подняться на скамью высотой 40 см и сойти с нее. В группе А все, кроме одного, закончили выполнение упражнения с нормальным кровяным давлением. У членов группы Б были отмечены изменения тем большие, чем старше возраст. Разительные отличия между членами той и другой группы были обнаружены по показателям: отклонений в сердечной деятельности, наличия и степени проявления атеросклероза, деформации позвоночника и степени его гибкости, возрастных изменений структуры костной ткани и ряду других. И никакой мистики, все достаточно реально объясняется другими исследованиями. Так, установлено, например, что занятия тайцзицюань увеличивают количество альбумина и уменьшают содержание глобулина и холестерина в крови. Отсюда и профилактика атеросклероза.
Сейчас во многих профилакториях и лечебницах КНР тайцзицюань служит мощным средством оздоровления, средством реабилитации больных. По радио часто звучит музыка, задающая ритм тайцзицюань. Телевидение транслирует учебные передачи для желающих овладеть этим искусством.
Современный и традиционный тайцзицюань неразрывно связаны. Это живое эхо истории, требующее уважительного и тщательного изучения. Только тогда он превратится из мифа в легендарную, но весьма практически полезную реальность.
Хотя выполнение даже полного комплекса тайцзицюань из 88 форм не занимает более 20 мин, пройдёт несколько лет, прежде чем вы почувствуете, что движения комплекса стали «вашими» движениями, а тайцзицюань из комплекса механически повторяемых движений превратился в «отзвук Дао», как говорили в Китае. Недаром здесь бытует поговорка: «Малый успех приходит через три месяца, большой успех — через три года».
Единственный «секрет», который уже на первых этапах должны понять занимающиеся, это постепенность и тщательность тренировок. Не стоит обманывать себя, считая, что усердная имитация формы означает занятия тайцзицюань. Но в то же время правильная форма движений — начало начал любого стиля ушу. Поэтому продвигайтесь от «внешнего» к «внутреннему», чтобы в конечном счете сочетать их воедино.
Современное преподавание тайцзицюань разбито на три этапа. Это облегчает его изучение. Каждый этап — качественно новый слой активного внутреннего творчества. Первый этап — освоение базовых принципов позиций, второй — обучение взаимосочетанию движений, третий этап открывает путь к внутреннему пониманию тайцзицюань. Но если хотя бы один этап проработан недостаточно, а правила, написанные на бумаге, не перешли в вашу душу, то все ваши дальнейшие усилия можно считать напрасными.