Вы здесь

Формы движений и основные стойки, перемещения, положения кисти, движения глазами, плавность и ровность движений

На этом этапе нужно освоить форму движений и основных стоек, перемещения, положения кисти, движения глазами, плавность и ровность движений.

а. Прямой
Все позиции в тайцзицюань подчинены принципу «прямой». Это первое, что должны помнить начинающие. Макушка, шея, позвоночник располагаются на одной линии. При этом вы не должны чувствовать себя закрепощенными или скованными. Для реализации этого принципа внимательно ознакомьтесь с требованиями к положению различных частей тела.
1-е правило. Сохраняйте корпус прямым, голову не наклоняйте.

б. Стабильность
Для того чтобы сохранить корпус прямым, необходимо стабилизировать нижние конечности, т. е. отработать стойки (бусин) и передвижения в них (буфа). Большинство людей ошибочно полагают, что они стоят и передвигаются вполне устойчиво,и не задумываются, что внешнее равновесие и внутренняя стабильность взаимосвязаны. Эта кажущаяся стабильность объясняется тем, что люди с раннего детства привыкают передвигаться обычным шагом. Однако стоит им изменить шаг, высоту стойки — и они начинают шататься, спотыкаться, в то время как ваша устойчивость не должна зависеть от внешних условий. Знаток тайцзицюань не падает и на скользком льду.
Для выработки устойчивости прежде всего отработайте базовый шаг тайцзицюань, следя за плавностью переноса центра тяжести. В тайцзицюань существует 9 основных передвижений из 9 стоек. Из стоек важнейшими являются:
— гунбу (стойка «лук»): выдвинутая вперед нога согнута в колене, колено и пальцы располагаются на одной линии. Стоящая сзади нога выпрямлена, но не напряжена, стопа развернута на 45—60° (см. рис. 13);
— сюйбу («пустая» стойка) : стоящая сзади нога согнута в колене, пятка и ягодицы находятся на одной линии, стопа развернута по направлению движения и полностью стоит на полу. Впереди стоящая нога согнута в колене, касается пола либо носком, либо пяткой (см. рис. 7,18);
— пубу (вспомогательная стойка): колено одной ноги согнуто, ступня полностью стоит на земле, носок развернут наружу. Другая нога выпрямлена, ступня полностью стоит на полу, носок повернут внутрь. Не стремитесь сразу сесть низко, если теряете равновесие. Корпус держать прямо, чуть наклонить к вытянутой ноге (см. рис. 223);
— дулибу (стойка на одной ноге): одна нога, согнутая в колене, поднимается до уровня поясницы, носок без напряжения оттянут вниз, бедро параллельно полу. Опорная нога чуть согнута в колене. Корпус держать прямо (см. рис. 207);
— себу (скрученная стойка): обе ноги скрещены. Колено стоящей сзади ноги соприкасается с подколенным сгибом передней. Ступня передней ноги полностью стоит на полу, носок развернут наружу. Задняя нога стоит или всей ступней, или на носке (см. рис. 81).
Отработка стоек не только благоприятно действует на мышцы и сухожилия нижних конечностей, но и тренирует вестибулярный аппарат.
Основной принцип передвижений: при движении вперед нога ступает сначала на пятку, затем плавно накатывается на носок; двигаясь назад, сначала наступайте на носок, затем на пятку. Передвижение должно напоминать шаг кошки — мягкий и осторожный. Китайцы говорят: «Передвигайтесь так, будто боитесь наступить на острый осколок».
2-е правило. Сохраняйте устойчивость во всех перемещениях, передвигайтесь без разрывов.

в. Удобство и расслабление
Удобство позиций и расслабление — первое, на что следует обращать внимание тем, кто начинает заниматься тайцзицюань. Не следует понимать расслабление как полное отсутствие силы в движениях или состояние, подобное ; сну. Должны быть напряжены лишь те группы мышц, которые непосредственно задействованы в движе-нии, причем ровно настолько, на сколько того требует ситуация. Например, стоя в позиции на одной ноге, новички пытаются поднять колено, как можно выше, напрягая прямые и косые мышцы живота, из-за чего сбивается дыхание. Подняться из стойки пубу нередко пытают-, ся за счет чрезмерного напряжения портняжной и четырехглавой мышц бедра, отчего движение превращается в резкий рывок. Выход из пубу следует совершать за счет плавного вхождения в стойку и рационального распределения импульса силы' (обратите внимание на. поворот стоп — см. рис. 223, 224). Тогда все движение будет напоминать скатывание и вкатывание на ледяную гору без лишнего напряжения. Такое разумное расслабление и обеспечивает ощущение удобства позиций. г. На. первом этапе надо специально контролировать расслабление, анализируя, нет ли в теле излишнего напряжения. Мышечное расслабление при регулярных занятиях приводит к психической релаксации, улучшает сон, обеспечивает надежную антистрессовую защиту.
На третьем этапе занятий расслабление достигается за счет правила «используй волю и не используй силу». Круговые движения, включение в толчок или' блок всего тела позволяют при минимуме физических усилий достигать максимального эффекта Китайские мастера до глубокой старости демонстрируют удивительную мощь отбрасывая толчком молодых и физически сильных соперников на несколько метров. Все это — результат рационального сочетания расслабления и напряжения.
3-е правило. Стремитесь достичь максимального расслабления и удобства в позициях без ущерба для формы .движений.

г. Плавный и равномерный темп движений
Все движения тайцзицюань производятся в медленном темпе, плавно, без рывков. Не следует искусственно замедлять движения, это обычно приводит к излишнему напряжению, потере равновесия, быстрой физической и психической утомляемости. Важно, чтобы плавность и равномерность исходили как бы изнутри вас, тогда и темп движений устанавливается естественным путем.'
В первые недели занятий можно выполнять формы медленнее, чем обычно, для лучшего анализа движений. Сразу же после того, как вы выучили все движения так, что можете выполнять комплекс без остановок, стремитесь к естественно медленному темпу. Именно плавность движений придает тайцзицюань истинную гармонию форм.
4-е правило. Выполняйте движения медленно, перемещайтесь плавно, без рывков, распределяйте усилия равномерно.