Вы здесь

Высший этап занятий тайцзицюань, требующий максимума терпения и многолетних занятий

Это высший этап занятий тайцзицюань, требующий максимума терпения и многолетних занятий. По существу, лишь с этого момента начинается действительный тайцзицюань в своей предельной полноте проявлений и интенсивности ощущений. Учителя говорили, что он означает «переход от разучивания приемов к постепенному пониманию и чувствованию силы — цзинь». Цзинь — особое усилие, импульс, складывающийся из силы мышц — ли, а также силы, идущей от костей, порождаемой волей — и — и пневмой — ци. Понимание цзинь И возможность его использования являются синонимом достижения «гунфу» (предельного мастерства, наивысшего умения) в ушу.

Цзинь стимулируется исключительно психическим усилием и по сути не зависит от физической силы или величины мышц человека. Такую силу можно сохранить до глубокой старости, регулярно практикуя тайцзицюань с соблюдением всех важнейших принципов. Древними высказываниями о тайцзицюань очень точно определен исток цзинь: «Откуда проистекает внутреннее усилие — цзинь? Оно проистекает из сердца, проходит в костный мозг четырех конечностей и наполняет мышцы четырех конечностей».
Все правила, прорабатываемые на этом этапе, направлены именно на овладение цзинь. Читателю они могут показаться слишком неконкретными, не содержащими практических советов. Действительно, для этого этапа нет рецептов или методических рекомендаций в нашем понимании. Да и какими словами можно описать глубины человеческой природы? Это можно лишь почувствовать как пробуждение внутри себя некоего нового состояния — «Великой радости», Один из легендарных создателей тайцзицюань Чжан Саньфэн (XIII в.) в трактате «Древо без корней» описывал Великую радость как «Великое понимание, Великое прозрение и Великое пробуждение». В этот момент тайцзицюань перестает быть просто одной из форм физической культуры или методом боевой и оздоровительной практики, а становится Учением, отражением души человека во внешнем мире и «отзвуком пути Дао» внутри человека.

На третьем этапе занятий обращают внимание на целостность и непрерывность движения и воли, что отражено в двух взаимосвязанных принципах: «усилие — цзинь — достигает целостности и полноты», «внешнее и внутреннее едины». Цзинь обретает целостность лишь при абсолютной непрерывности всех движений, гармоничном сочетании жесткости (выброс силы) и мягкости. Единство внешнего и внутреннего конкретизируется в сочетании или, как говорили в Китае, во взаимопроникновении трех моментов: психической концентрации, дыхания и движения.

а. Ясное различие пустого и полного, взаимодополнение твердого и гибкого
Прежде всего отвлекитесь от привычного нам понимания «пустого», «полного», «твердого» и «мягкого». Все эти понятия являются проявлениями инь и ян, поэтому одно всегда порождается другим.
«Полным» (ши) считается статичная поза, «пустым» (сюй) — движение. По существу, любое движение можно разбить на мельчайшие фазы относительно статичных поз, т. е. на ши. Но, как мы уже говорили, в тайцзицюань не может быть абсолютного покоя или абсолютно неподвижной позиции. Это объясняет смысл пословицы «В движении есть покой, в покое есть движение, пустое содержит в себе полное, а в полном обнаруживается пустое». Полное переходит в пустое и наоборот. Так, рука, двигаясь по дуге
вверх, делает полное движение, а затем, описывая дугу вниз,— пустое. Опорная нога — полная, другая нога считается пустой. В тайцзицюань вес тела не может распределяться одновременно на две ноги равномерно за исключением исходной и заключительной позиций, он все время «плавает» с одной ноги на другую и таким образом «полное» и «пустое» совершают взаимопереход. Малейшая остановка — и взаимопереход прекратился, ключевой принцип тайцзицюань нарушился.
Рука, выполняющая основное движение,— «полная», а вспомогательное — «пустая». Например, делая форму «одиночная плеть», левая рука — «полная», правая — «пустая». Переход к последующей форме означает и перемену «пустое — полное», правая рука становится «полной», а левая — «пустой». Именно четкая грань между этими началами и придает движениям тайцзицюань «текучий» характер, способствует выбросу силы, сочетанию жесткого и мягкого.
Пустое и полное связаны и с психоконцентрацией, например, та конечность, на которой сосредоточено внимание,— «полная». Этим достигается выброс силы (фацзинь) из точки лаогун в центре ладони. Ударная поверхность ладони считается полной и жесткой, а противоположная сторона той же ладони — пустой и мягкой.
8-е правило. Находите в каждом движении и форме сочетание двух противоположностей и ясно разделяйте их. Затем в
одной противоположности ищите зарождение другой.

б. При взаимосоединении движений без разрывов усилие обретает целостность
«Целостность» — вот, пожалуй, ключевое слово для тайцзицюань. Целостность усилия в тайцзицюань зависит от непрерывности движений, их координации между собой, сочетания дуги и прямой, а также от правильности позиции тела. Стоит поднять плечи, напрячь поясницу или полностью разогнуть руку, как импульс силы не доходит до нужной точки, а движения превращаются в рывки. Это и зовется «рывковым» или «прерывистым усилием» — основная ошибка в тайцзицюань. Для того чтобы устранить его, следует скоординировать между собой вращение в пояснице, сгибание и разгибание конечностей.
Центром любого движения является поясница, поэтому особо важно, чтобы она была расслаблена и направляла плавным посылом все движения.