Вы здесь

Общие особенности движений тайцзицюань и их закономерности

На этом этапе следует обращать внимание на общие особенности движений тайцзицюань и их закономерности.

а. Взаимосвязанность
После того как вы овладели базовыми движениями тайцзицюань, обращайте особое внимание на их взаимосвязанность. «Движения — как бусинки на единой нити»,— говорит пословица. Между движениями не должно быть ни малейшей остановки, одно движение должно плавно проистекать из другого. При этом все движения несут законченный характер и подобны накатывающейся и откатывающейся волне, сполна отдающей свою всесокрушающую мощь. Не случайно трактат «Рассуждения о тайцзицюань» сравнивает стиль с «широко разлившейся и не останавливающей свое течение рекой Янцзы». Эта передача силы из движения в движение называется «единой нитью» (йсянь). Каждая форма тайцзицюань состоит из нескольких движений, которые делают форму внутренне уравновешенной. Например, форма «держать воробья за хвост» состоит из четырех базовых движений — «отводящего» (пэн), «проводящего» (люй), «теснящего» (цзи), «толкающего» (ань). Все они используются в парных упражнениях тайцзицюань — «толкающие руки» (туй-шоу). Поэтому неполное выполнение движения сразу же отразится на вашей защите — она станет легко уязвимой. В то же время лишь их полная взаимосвязанность обеспечит единство воли и мысли (И) — начало
всякого движения в тайцзицюань.
5-е правило. Одно движение проистекает из другого, как инь начинается в ян, а ян в инь.

б. Согласованность
В каждом движении тайцзицюань задействовано все тело. Не случайно в сборнике афоризмов по тайцзицюань несколько раз повторена ключевая фраза стиля: «Если хоть что-то движется, то нет того, чтобы не двигалось». Этот, на первый взгляд, элементарный принцип часто забывается новичками, например, у них сначала идет рука, затем нога и т. д. Согласованность исчезает — нарушается и внутреннее единство.
В традиционном тайцзицюань учителя говорили о «шести координациях» (люхэ), три из которых считаются внешними, а три — внутренними. Три внешних — это согласованность в движениях кистей и стоп, локтей и колен, плеч и поясницы. Например, выполняя форму «толчок рукой и шаг назад», обращайте внимание, чтобы кисть и стопа начинали и заканчивали движение одновременно. В позиции на одной ноге локоть и колено поднимаются синхронно. Угол поворота поясницы всегда равен углу поворота плеч. Внутренние координации заключаются в том, что воля (и) стимулирует циркуляцию ци, а ци — выброс физической силы — ли, которая и обретает форму в конкретных движениях. Поэтому по внешней согласованности можно судить о внутреннем равновесии и циркуляции ци. Овладев первоначально
тремя внешними координация-ми, вы всегда сможете правильно выполнить даже незнакомое движение. Вы почувствуете, как в движение приходит каждая частица тела. При' выполнении формы движение плавно захватывает ноги, поясницу, руки, шею, голову, обретая плавность и скрытую мощь.
«Верх и низ следуют друг другу, правое и левое повторяют друг друга»,— писал Ван Цзуиь-юэ в «Рассуждениях о тайцзицюань». Это значит, что верхние и нижние конечности согласуются в движениях, а за поворотом вправо следует поворот влево, и таким образом весь комплекс представляет собой воспроизведение противоположностей инь и ян.
6-е правило. Движения тела взаимоопределяют друг друга.

в. Округлость формы
Термин «округлость» в тайцзицюань отражает универсальное понятие, которое относится как к траектории движения, так и к положениям тела.
Все движения в тайцзицюань идут по плавной дуге. Даже прямой толчок ладонью производится не по абсолютной прямой, а по пологой дуге. Одновременно с этим дуга сочетается с прямой, например, рука отводится по кругу, а вперед движется по прямой. Все передвижения также идут по полукругу, будь то шаг вперед или назад. Даже когда мы говорим «сделать шаг вперед», имеется в виду, что шаг выполняется не по прямой, а влево —вперед или вправо — вперед по дуге.
В позициях не может быть
острых углов, плечи покаты, руки в локтях округлы. В стойке гунбу нога,, стоящая сзади, полностью не выпрямляется, а остается чуть согнутой, что почти незаметно для стороннего наблюдателя. Поэтому и говорят: «Руки и ноги кажутся выпрямленными, но в действительности согнуты».
Это соответствует базовому принципу ушу: когда одно начало достигает своей крайности, оно незаметно переходит в свою противоположность. Поэтому в тайцзицюань нет ни абсолютной прямой, ни абсолютной дуги. В этом плавность и мягкость не только формы, но и внутреннего' образа тайцзицюань.
7-е правило. Любое движение идет по дуге, любая позиция содержит в себе округлость форм.