Советы молодому ремесленнику, или О наболевшем

Если вдруг черт Вас дернул заняться ремеслами – да поможет Вам небо. Конечно, страшного ничего не случилось, и этот выбор жизнь Вам (скорее всего) не сломает. Но все же…

Начнем с того, что у таких «вкусных» должностей, как ремесленник, дизайнер, креативщик и проч. есть обратная сторона, а именно – пресловутое «на вкус и цвет товарища нет». Сначала Вы можете обманываться тем, что на каждый товар найдется свой купец, но рано или поздно, связавшись с индивидуальными заказами, вы поймете, что не только вкус и цвет становится предметом Ваших с заказчиком «терок». Любая кисточка, бусинка на изделии, любая ниточка, полосочка станет поводом для того, чтобы Вы «попробовали сделать по-другому». Разумеется, у каждого свои тараканы в голове, каждый видит ту вещь, которую он хочет, по-своему. И далеко не каждый может это свое видение описать точно и адекватно. А иногда человек попросту сам не знает, чего хочет! И вот тогда начинается самое веселое. «А давайте попробуем вот так! А давайте вот это переделаем, вот этого добавим и вообще сделаем другого цвета!» Здесь прячется проблема №1 – слишком большое внимание одному заказу. Вы тратите больше времени, материалов и нервов на одного заказчика, но при попытке взять за эти «поправки» более актуальную сумму денег может возникнуть весьма бурная и неприятная реакция. При этом человек никак не хочет понимать, что время Вашей работы оплачивается так же, как и, собственно, его рабочие часы, что каждый раз, когда Вы переделываете изделие, Вы не просто «фигулечку поправляете» - Вы тратите материалы (но заказчик-то не видит, сколько материалов потрачено в ходе работы – он видит, сколько материалов содержится в результате).

И вот проблема №2 – Вы получаете клиента, недовольного ценой, результатом работы или еще бог весть чем. И заказчик наотрез отказывается забирать заказ. Что делать? Если это была работа по индивидуальным меркам, то продавать кому-то другому ее вы можете еще очень долго. В итоге материал потрачен, время потрачено, на руках у Вас невостребованный товар, а заказчик плюется и всячески вас поливает грязью и «рекламирует» не в лучшем свете.
И отсюда плавно вытекает проблема №3 – праведным гневом разражается задетая гордость. Вы, мастер, профессионал в своей области, вынуждены мириться с тем, что какой-то горе-заказчик, который, может, и инструментов-то таких, как Вы, в руках никогда не держал, вначале учит, что и как Вам делать, а потом еще и поливает грязью за то только, что что-то не понравилось конкретно ему, но выполнено, в общем, по высшему разряду. И вот тут начинаешь потихоньку осознавать, как все-таки неприятно временами работать с людьми. Работники сферы услуг вроде бы работают точно так же, но их обычно (хотя весьма спорный факт) никто не учит, как им выполнять их работу. А Вы, человек творчества, работаете с полной отдачей да и – что греха таить – временами себе в убыток, но вынуждены терпеть выходки неотесанных хамоватых заказчиков, которые не ценят Ваше великолепное творение.

И итогом всего этого становится проблема №4 –неокупаемость вашей деятельности. Да-да, не надейтесь, что Вы разбогатеете благодаря ремеслам! Часто сделанный в больших количествах товар залеживается у вас дома: Вы надеялись, что его будут хорошо покупать на такой-то ярмарке – а не тут-то было. Редкие заказы не оправдывают затрат на материалы, которые Вы закупаете, естественно, оптом ради экономии. Материалы тоже остаются. Купленные однажды ради одного-двух заказов, они остаются невостребованными и пылятся в ожидании своего часа. Что-то можно сдавать в магазины, но и там Ваши изделия могут подолгу пролеживать и не продаваться. Ярмарки и выставки очень редко приносят в полной мере заслуженный доход.

Есть еще много минусов ремесленной деятельности, которые остались за кулисами. Но не отчаивайтесь сразу, не разочаровывайтесь в своем труде! Быть ремесленником – это прекрасно, и существует множество положительных сторон у этого занятия (об этом много статей написано и без нас). Заниматься любимым делом – это всегда только плюс. Да и заказчики – чаще всего вполне адекватные люди. Просто, взяв на заметку вышеизложенное, задумайтесь, стоит ли хобби превращать пусть и в любимую, но работу.