НАЧАЛЬНАЯ КОМБИНАЦИЯ

Эта комбинация в известном смысле универсальна для комплексов упражнений цигун-терапии, выполняемых в положении стоя. С нее начинаются почти все описанные здесь комплексы. Но она может применяться и в качестве отдельного упражнения. Начальная комбинация включает следующие элементы: упражнение на «расслабление и погружение в состояние покоя», «три выдоха и вдоха», «три открытия и закрытия» (средней области даньтянь). Бели начальная комбинация применяется отдельно, как самостоятельное упражнение, она завершается возвращением в исходное положение. Если же она начинает комплекс упражнений, то основная его часть следует непосредственно после «трех открытий и закрытий» и заканчивается возвращением в исходное положение, т. е. повторением начальной комбинации в обратной последовательности. В то же время следует учитывать, что многие методики имеют существенные различия, и не следует произвольно их «универсализировать», надо скрупулезно выполнять указания методиста. Даже к «расслаблению и погружению в состояние покоя» в тех или иных случаях могут вести различные «цепи» психофизиологических реакций, специфический характер которых обусловлен особенностями и целями последующих упражнений комплекса. Но для приведенных ниже комплексов данная начальная комбинация является общей.

Основная цель начальной комбинации — подготовить организм к «регулирующему» воздействию терапевтических упражнений. Упражнение на «расслабление и погружение в состояние покоя» в положении стоя Задача упражнения — максимальное мышечное расслабление, обеспечение свободной «циркуляции ци и крови», транквилизация сознания — освобождение высших отделов головного мозга от нагрузки, связанной с реакцией на внешние раздражители и внутренние переживания. В цигун-терапии приняты 18 «установочных» принципов, характеризующих требования к положению стоя.

1. «Стоять ровно» (пин чжань). Стопы параллельны, полностью прижаты к полу, расставлены на ширину плеч (рис. 20, 21). Вес тела равномерно распределен на обе ноги. Такая стойка способствует расслаблению области поясницы и таза. В некоторых методиках цигуна рекомендуется «прижать к пол}' пальцы ног» (более мысленным, нежели физическим усилием). Если этот стереотип закреплен, не следует «бороться» с ним при выполнении упражнений, в описаниях которых отсутствует такая рекомендация.

2. «Ноги согнуты в коленях» (цюй си). Обычно имеется в виду свободное, естественное положение ног и расслабление области коленных суставов — при этом создается впечатление, что ноги чуть согнуты в коленях. В любом случае проекция колен не должна выходить за линию носков (рис. 22). Такое положение ног обеспечивает выполнение следующих требований — «расслабление области таза» и «округление промежности», облегчает «течение ци и крови» по каналам ног.

3. «Промежность округлена» (юань дан). Несколькоразведите колени в стороны, затем несколько «сведите» их — подайте внутрь, одновременно мысленно «подав» вверх коленные суставы. «Округление промежности» призвано облегчить «циркуляцию ци».

4. «Втягивание (подъем) ануса» (ти ган), «мысленным усилием» (рефлекторно вызывающим легкое физическое усилие) подожмите сфинктеры — запирательные мышцы заднего прохода, несколько подав ягодицы (но не таз) вперед. Тем самым обеспечивается «закрытие» точки хуэйинь в нижней области даньтянь во избежание «утечки» из нее «семени» — цзин.

5. «Живот втянут» (шоу фу). Необходимо слегка втянуть нижнюю часть живота, чтобы при выполнении упражнений избежать напряжения брюшных мышц (рис. 23), «Втягивание живота» призвано ограничить «выход изначальной и семенной пневмы» из нижней области даньтянь и, по представлениям китайских врачей, обеспечивает «дозированный» их «выход» «под давлением», стимулирующим циркуляцию «пневмен-ных потоков» в организме.

6. «Поясница расслаблена» (сун яо). Чтобы расслабить поясницу, поднимите плечи, свободно «уроните» их и выполните полный выдох, расслабленно «осев» всем телом, зафиксируйте итоговое положение туловища. «Расслабленность поясницы» облегчает «опускание ци в область даньтянь», способствует расслаблению областей таза и коленей, в результате достаточно длительной практики приводит к увеличению подвижности крестцовой кости (рудиментарного «хвостика», приобретающего некоторую гибкость лишь у женцин в период беременности) и, таким образом, к увеличению объема нижней области даньтянь, «запасающей изначальное семя».

7. «Область таза расслаблена» (сун куа). Расслабьте области тазобедренных суставов и ягодиц, что обеспечит «раскрепощенность» движений нижними конечностями. Расслабить область таза позволяет то же движение, что применяется для расслабления поясницы.

8. «Грудь втянута» (хань сюн). Расслабьте мышцы груди и грудной клетки, слегка (без напряжения) «втянув» верхнюю часть груди, при этом грудная клетка в нижней части несколько «округляется», что увеличивает ее объем.

9. «Спина растянута» (ба бэй). Свободно выпрямите спину, так чтобы позвоночник расположился строго вертикально. «Уроните» плечи, свободно «растягивая» мышцы спины. Раскрепощенность мышц груди и спины облегчает деятельность легких и сердца, передне- и заднесре-динного меридианов.

10. «Плечи опущены» («подвешены») (чуй цзянь). Расслабьте плечевые суставы, свободно «уроните» их вертикально вниз, тем самым расслабляя мышцы плечевого пояса и шеи.

11. «Локти опущены» (чжуй чжоу). Слегка согните руки в локтях и представьте, что некая сила слегка оттягивает кончики локтей вниз, словно на них «подвешены грузики».

Если перед выполнением этого мысленного усилия не «уронить» («подвесить») плечи, в области суставов может возникнуть неприятное ощущение.

12. «Подмышечные впадины опустошены» (сюй е). Локти несколько выведите в стороны легким усилием, избегая движения плечами вперед или вверх. Области подмышечных впадин округляются, в них возникает ощущение «пустоты». «Опустошение подмышечных впадин» способствует беспрепятственному «проходу» ци в верхние конечности и в обратном направлении. Подобной цели служит также «подвешивание» плеч и локтей.

13. «Запястья расслаблены» (сун вань). Расслабьте руки в области лучезапястных суставов, расслабьте кисти (при этом ладони свободно «округляются»), слегка сблизьте пальцы. При расправлении ладони, некотором распрямлении и раздвигании пальцев во время выполнения последующих упражнений кисть должна быть максимально раскрепощена. Расслабление области лучезапястных суставов способствует свободному течению ци через точки шу («шлюзы») ручных каналов, расположенные в этой области.

14. «Кончик языка на альвеолах» (шэ ши шан э). Смыкание кончика языка с верхними альвеолами (бугорками над верхними зубами) замыкает в одну цепь переднесрединный меридиан жэнь-май, «управляющий» всеми каналами инь, и заднесредин-ный меридиан думай, «ответственный» за каналы ян. Это обеспечивает «закрытие» системы каналов от проникновения патогенных видов «внешней ци» и «включение резервной цепи» в процесс обмена субстанций инь и ян в организме. Кроме того, таким образом активизируется слюноотделение (слюну следует сглатывать), что способствует «очищению» организма благодаря содержащимся в слюне энзимам и стимуляции пищеварительной функции. В китайской медицине слюна считается не только «очищающей», но и «питательной» субстанцией.Место, которым язык прикасается к альвеолам, можно обнаружить, если легко провести им между зубами — это самая чувствительная точка вблизи кончика языка. Место прикосновения языка к альвеолам выбирается по сходному принципу: кончик языка испытывает ощущения, сходные с теми, которые имеют место при прикосновении им к контактам электрической батарейки (но, разумеется, значительно более слабые). Язык касается альвеол очень легко, без нажима.

15. «Глаза слегка прикрыты» (шуан му цин би). Веки опущены, но не сомкнуты, взгляд через щель между веками фокусируется на не слишком удаленном предмете (не ярком и не блестящем, не далее десятка метров от вас) или просто направлен вперед. «Прикрывание» глаз облегчает транквилизацию сознания.

16. «Голова подвешена за макушку» (сюань дин). Голову держите прямо, ровно, точкой байхуэй на макушке (на пересечении черепного шва и линии, соединяющей кончики ушей) вверх (рис. 24). Считается, что это обеспечивает лучшее взаимодействие точки байхуэй и, соответственно, заднесрединного меридиана с «небесным ци». Прямое положение шеи и головы способствует выпрямлению туловища. Точка байхуэй располагается на одной вертикальной линии с точкой хуэйинь в промежности, что обеспечивает циркуляцию ци между верхней и нижней областями даньтянь, взаимопроникновению «духовных» и «семенных» субстанций.

17. «Щеки подобраны» (гоу сай). Это подразумевает одновременно легкое поджатие подбородка (таким образом точка байхуэй на макушке обращается вертикально вверх), расслабление мышц лица и поднятие уголков губ — «полуулыбку» почти автоматически вызывающую необходимое психологическое состояние — «умиротворенность», ощущение легкости и т. п.

18. В число «18 принципов» Цао Чжунган включает требование к состоянию психики и нервной системы: «сердце безмятежно, дух покоен» (синь ань шэнь цзин). Чжан Минъу и Сунь Синъ-юань включают в перечень «смыкание губ»: губы и зубы неплотно сомкнуты, что «предотвращает истечение ци наружу», т. е. способствует «закрытию» организма. Последние два мастера цигуна перечисляют «18 принципов» в несколько ином порядке: третьим пунктом (после «ноги согнуты в коленях») у них следует требование «расслабление бедер» (т. е. области таза), четвертым — «округление промежности», пятым — «поджатие ануса», далее в том же порядке, что у Цао Чжунгана, до четырнадцатого пункта — «подвешивание головы», затем пятнадцатым — «подбирание щек», шестнадцатым — «прикрывание глаз», потом — «смыкание губ» и «смыкание языка с альвеолами».

Последовательность перечисления «18 принципов» имеет далеко не второстепенное значение. В период отработки исходного положения мысленный контроль за положением конечностей, туловища и головы «снизу вверх» помогает не только добиться правильности поз (рис. 25), но и сосредоточиться, расслабиться, избавиться от посторонних мыслей. Поэтому указанный перечень является и своего рода «алгоритмом» психических усилий, который должен быть полностью упорядочен. Следует выбрать один из предложенных выше двух «алгоритмов» и строго ему следовать. Движения, способствующие принятию правильной позы, выполняйте только в первые дни занятий. Через одну-две недели вы будете принимать ее машинально — останется только проконтролировать ее правильность согласно одному из «установочных» перечнь.

Избегайте мышечного напряжения. Поза должна быть максимально удобной для вас. Такие требования, как «подвешивание головы», «опустошение подмышечных впадин», «расслабление области поясницы» и «округление промежности» являются ключевыми по отношению практически ко всем упражнениям цигуна. Так же как требование «округлости» применительно к положению конечностей, прежде всего рук.

В исходном положении избегайте сосредоточения на какой-либо части тела. Дыхание ровное, спокойное, диафрагмальное, через нос. Время пребывания в исходном положении определяется возможностью добиться «расслабления и состояния покоя», обычно порядка пяти минут, иногда больше. Людям легковозбудимым, страдающим нервными расстройствами можно посоветовать, например, мысленно проконтролировать правильность положения головы, туловища и конечностей: сначала снизу вверх, затем сверху вниз (в обратной последовательности) — и сосредоточиться на формуле «сердце безмятежно, дух спокоен», мысленно медленно повторить ее девять раз, выдержать паузу, прислушиваясь к звукам собственного дыхания, и приступать к выполнению следующего упражнения начальной комбинации, сосредотачиваясь на средней области даньтянь. «Три выдоха и вдоха» (саль сюй си ши).

Это упражнение называют также «тремя выдохами и вдохами областью даньтянь» (даньтянь сань сюй си ши). Исходное положение как в предыдущем упражнении .

Наложите кисть левой руки ладонью на живот, совместив точку юйцзи на большом пальце с внешней стороны (под суставом первой фаланги, на сухожилии — см. рис. 4) с пупком, а точку лаогун в центре ладони (см. рис. 12) с точкой цихай в 1,5 цуня * книзу от пупка (см. рис. 2). На кисть левой руки положите кисть правой точкой лаогун на место проекции аналогичной точки нижележащей кисти на ее тыльной поверхности — рис. 26 (женщины накладывают на живот правую руку, левую сверху). Сосредоточьтесь на точке цихай (средняя область даньтянь). Сделайте «мягкий, тонкий, ровный и длительный» выдох через рот, отняв кончик языка от альвеол и постепенно выпуская воздух тонкой струйкой через неплотно сомкнутые губы с некоторым свистящим Цунь — мера длины. Медицинский цунь — величина, для каждого человека индивидуальная: длина второй фаланги среднего пальца. Она определяется в согнутом положении пальца по расстоянию между верхними концами складок кожи. У женщин индивидуальный цунь опре- * деляется по правой руке, у мужчин — по левой. Этот звук китайцы передают иероглифом «сюй», обозначающим и сам тип выдоха: воздух выпускается через крохотное округлое отверстие между губами (но избегайте выпячивания губ и «надувания» щек).

Одновременно медленно чуть согните ноги в коленях, так чтобы их проекция несколько вышла за линию носков, но центр тяжести не смещался по горизонтали (рис. . 27). Закончив выдох, оставаясь в прежнем положении, верните кончик языка на альвеолы и сделайте неспешный вдох через нос. Завершив вдох, поднимитесь и восстановите естественный режим дыхания (в течение примерно минуты), дождитесь, чтобы оно стало почти «беззвучным». Выполните упражнение еще дважды.

Во время выдоха представьте себе, что легкие очищаются от «испорченной», «грязной пневмы», или сосредоточьтесь на соблюдении правил выполнения «мягкого, тонкого, ровного и длительного» выдоха. Поднимайтесь только после завершения вдоха — иначе возможны повышение давления, неприятные ощущения в области груди ич т. п. «Фокус внимания» постоянно на области даньтянь.

По мнению китайских теоретиков цигуна, это упражнение в целом содействует «опусканию пневмы», устранению стенического синдрома ян, «транквилизации сознания» и одновременно сбалансированности движения «пневменных энергий» инь и ян в ооганизме. Чеоелование родолжительного выдоха, сопровождающегося возбуждением парасимпатического отдела нервной системы, расширением кровеносных сосудов, и глубокого вдоха, возбуждающего симпатический отдел и вызывающего сужение сосудов, регулирует деятельность вегетативной нервной системы, способствует повышению эластичности стенок кровеносных сосудов.

Поскольку выдох выполняет «тонизирующую» функцию, а вдох — «седативную», то при астеническом синдроме инь (слабость, пониженное давление, малокровие и т. п.) сначала предписывается выполнять выдох, затем вдох, а при стеническом синдроме ян (повышенное давление и т. п.) в данном упражнении вдох выполняется прежде выдоха. «Глубины» дыхания следует добиваться без чрезмерных усилий — дыхание должно быть максимально свободным, следует проследить за должным расслаблением области поясницы, таза и коленей: считается, что это способствует «опусканию» ци. Степень «опускания центра тяжести», т. е. сгибания ног в коленях, определяется общим состоянием организма и характером заболевания. При повышенном давлении и других проявлениях синдрома ян сгибать ноги следует в большей степени, это движение выполняется несколько медленнее, чем выпрямление. Синдром инь диктует противоположные требования: более быстрое и менее значительное сгибание ног, медленное их выпрямление. Людям с крайне ослабленным организмом ноги в коленях можно не сгибать, лишь расслабить области поясницы, таза и холеней.

«Три открытия и закрытия» (сань кай хэ шли) средней области даныянь (чжун даньтянь).Иходное положение как в предыдущем .упражнении (см. рис. 25).