«МАССАЖ ПОЧЕК ДЛЯ БЛАГОПРИЯТСТВОВАНИЯ СЕМЕНИ» (МО ШЭНЬ И ЦЗИН ГУН)

Если начальную комбинацию вы выполняли в положении стоя, то в том же положении выполните массаж точки шэныиу. Поверните кисти рук тыльными сторонами друг к другу, медленно отведите их через стороны за спину на уровне поясницы (рис. 64), наложите ладони точками лаогун на точки шэныну и выполните 12 легких растирающих движений вверх-вниз.
Полные люди, которым трудно выполнить упражнение таким образом, могут растирать точки шэныпу тыльными поверхностями кисти, совместив с шэныну «внешние точки лаогун» (т. е. места их проекции на тыльной поверхности кисти). «Разогрев» массируемые точки, наложите на них кончики средних пальцев и выполните по 24 круговых массирующих движения сначала снаружи внутрь, затем изнутри кнаружи, потом — трехкратное «дыхание через точки» (рис. 65).
Под последним термином подразумевается выполнение дыхательного упражнения в комбинации с точечным массажем. Техника дыхания та же, что в упражнении «три выдоха и вдоха». При «дыхании через точки» в момент выдоха легко надавите кончиками средних пальцев на точки шэныиу, во время вдоха отнимите пальцы от точек, затем выполните еще один выдох, надавливая на точки.

Легко отнимите пальцы от точек шэныну, отведите кисти рук через стороны к области даньтянь, выполните «три открытия и закрытия», затем повторите описанное выше упражнение еще дважды, после каждого цикла выполняя «три открытия и закрытия» даньтянь.

По завершении последнего цикла (после «трех открытий и закрытий») выполните «три выдоха и вдоха», затем приступайте к массажу точки юнцюань.

Сядьте на постель, повернув туловище вправо и опустив левую ногу, правую положите на постель подошвой к внутренней поверхности левого бедра и несколько кверху. Правую руку отведите за спину, наложив ее ладонью на точку шэныпу, или наложите даньтянь.

Тем, кто страдает бессонницей и у кого массаж точек юнцюань вызывает сонливость, Чжан Минъу и Сунь Синъюань рекомендуют ложиться в постель сразу после выполнения массажа точек юнцюань, не делая заключительных упражнений. Но после избавления от бессонницы выполнение заключительных упражнений обязательно.

Методика выполнения «массажа почек и благоприятствования семени» у Цао Чжунгана имеет ряд отличий. После выполнения растирания точек шэныпу он предписывает сомкнуть кончики мизинцев и больших пальцев, выпрямить указательный,средний, безымянный и при таком положении кистей осуществлять воздействие на точки шэныпу средним пальцем. «Дыхание через точки» при массаже юнцюань он рекомендует выполнять только по завершении обоих циклов по 100 массирующих движений, кисть накладывать на точку шэныпу только тыльной поверхностью либо ладонью не на точку цихай, а на точку гуаньюань в нижней части живота (в 2 цунях книзу от точки цихай). Тем, кто страдает острыми желудочно-кишечными заболеваниями, рекомендуется положить кисть.

По окончании массажа точки юнцюань на стопе правой ноги, «дыхания через точку» и «трех открытий и закрытий» Цао Чжунган предписывает положить стопу левой ноги на бедро правой и уже затем поворачиваться в другую сторону, опуская правую ногу.

Выполняется в положении сидя с подогнутыми ногами: обе ноги на постели, стопа левой повернута подошвой к внутренней поверхности бедра правой ноги и несколько кверху, стопа правой спереди, подошвой влево — вперед. Выполнив «три открытия и закрытия», затем «три выдоха и вдоха», следует отнять кончик языка от альвеол и медленно открыть глаза.
«Массаж почек» выполняет седативную функцию по отношению к организму в целом, активизируя главным образом субстанции инь вследствие более интенсивного стимулирующего воздействия на почки — «генератор» и «хранилище» «семени» — цзин. Почки принадлежат к органам инь, а в китайской традиционной медицине считается, что именно субстанции инь лучше всего «запасают» жизнетворное «семя». Общее седативное действие инь на организм уравновешивается и смягчается тонизацией меридианов ян — мочевого пузыря (точки шэныну) и «трех обогревателей» («энергия» меридиана инь перикарда, которому принадлежит точка лаогун, по завершении циркуляции по нему переходит в меридиан ян «трех обогревателей», приобретая новое качество — ян).

«Массаж почек» наиболее полезен мужчинам, особенно среднего и пожилого возраста. Как терапевтическое средство он показан при недостаточности функций половых желез, «одряхлении» оргаНИЗма, общей слабости, апатии, ослаблении памяти, слуха, недержании мочи и стула, повышенной потливости, бессоннице. Этот вид массажа полезен и как профилактическое средство против преждевременного старения организма.

На некоторых людей он оказывает общее тонизирующее воздействие. В этом случае его не следует выполнять перед сном.
Щыбор системы или набора методик, времени и места для занятий цигуном, дозирование нагрузок определяются состоянием вашего здоровья и- целями, которые вы перед собой ставите.

Хотя в современных пособиях и справочниках по цигун-терапии содержится немало рецептурных наборов, рекомендуемых при том или ином заболевании, их универсальность обманчива. Обычно приводится перечень методов и систем, основных и второстепенных, которые можно сочетать в курсе лечения, примерная продолжительность занятий. Но определение конкретной комбинации методик и их дозирования — исключительная прерогатива врачей, специалистов по цигун-терапии, которых, к сожалению, у нас очень мало.

Произвольное комбинирование методов цигуна может быть не менее пагубным для здоровья, чем медикаментозное самолечение. Приведенные в этой книге краткие сведения о китайской медицине могут только помочь объяснить общую логику тех или иных упражнений цигуна, мысленно построить схему психических и физических действий, настроиться на ее реализацию. Собственно к теории эти сведения имеют не большее отношение, чем букварь к филологической науке. Но иногда знания подобного уровня, почерпнутые из популярных книжек, воспринимаются как едва ли не исчерпывающее изложение древних медицинских секретов. Пиетет к «древней мудрости» благополучно уживается со стереотипом восприятия древнего как «простого», «примитивного». Между тем для изложения только теоретического багажа только китайской медицины и лишь в том обобщенном и синкретическом виде, в каком он дошел до наших дней, понадобится справочное издание, по объему и числу томов вполне сопоставимое с «Большой медицинской энциклопедией», которая, кстати сказать, вовсе не предназначена для обучения способам постаионки диагноза и назначении лечении. Еще менее ;vi« этого пригод |||,| популярные МДаНИЯ ПО ки тайской медицине и МЕТОДАМ оздоровлении.

Чтобы избежать КОМПЛвК са вины перед теми, кою критическое состояние здоровья толкает к лихорадочным поискам чудодейственного способа самолечения, автор привел лишь описания таких методик, которые носят комплексный характер и предусматривают комбинирование функционально тонизирующих и седативных воздействий. Например, круговой массаж в одном направлении передает «тонизирующий» импульс по «энергетической цепи», который затем умеряется седативным воздействием массирующих движений в противоположном направлении и т.п.

Из тех же соображений выбраны комплексы упражнений преимущественно динамического характера.
Как ни странным это может показаться, наиболее сложны для выполнения именно статические упражнения, где «ничего не надо делать». Даже правильно расслабиться, достичь нужного состояния сознания самостоятельно удается далеко не каждому. Инструктор здесь более всего необходим. Большинство специалистов по цигун-терапии обладает способностями к суггестии — внушению. Они помогают пациентам войти в нужное состояние — таким образом облегчается закрепление стереотипа психического действия. На последующих стадиях овладения статическими методиками внешняя коррекция усилий обучаемого значительно снижает нагрузку на психику, позволяет быстрее научиться дозировать и направлять психическое усилие. Большинство случаев нервных и психических расстройств в результате практики цигуна — следствие самонадеянности тех, кто пытается самостоятельно освоить статические упражнения. В этом смысле динамические методики предпочтительнее, но и здесь успех занятий во многом зависит от квалификации инструктора.

Даже при самостоятельном овладении предложенными здесь достаточно простыми упражнениями субъективное улучшение самочувствия вы сможете ощутить уже в первые недели занятий. Иногда это приводит к мысли о необязательности регулярных упражнений, коль скоро вы уже «достаточно оздоровились». Такое наблюдается и при попытках заняться оздоровительным бегом — быстрое улучшение самочувствия заставляет забыть о последнем приступе того или иного заболевания, изрядно вас напугавшем и заставившем заняться своим здоровьем. Не обольщайтесь. Приличное самочувствие вызвано не столько действием самих упражнений, сколько тем, что вы начали ложиться и вставать в одни и те же часы, проводить некоторое время по утрам на свежем воздухе, тем более с определенным психологическим настроем, который сам по себе является терапевтическим фактором. Отказ от регулярных упражнений и в связи с этим неизбежные нарушения режима, сокращение времени," проводимого на свежем воздухе, быстро возвратят все «на круги своя». Мизерный оздоровительный импульс, который вы успели получить, улетучится без следа. Реальный эффект может принести только непрерывная практика, а достижение сколько-нибудь устойчивых результатов — дело нескольких месяцев. Занятия цигуном вовсе не исключают других форм оздоровления и занятий спортом, скорее предполагают их. Следует только иметь в виду, что практически любые упражнения цигуна (за исключением ряда специализированных методик) могут выполняться не менее чем за полчаса до или после активной физической деятельности, водных процедур.

Упражнения в данной книге подобраны таким образом, что могут применяться в комплексе, в рамках ежедневной программы занятий.

Утреннее время наиболее удобно для выполнения «метода укрепления тела». Он нацелен главным образом на стимуляцию меридиана легких. Хотя время его наибольшей активности — с 3 до 5 часов утра, непосредственный переход «энергии» легких в меридиан толстой кишки позволяет выполнять упражнение в период активности последнего с 5 до 7 часов. Начало активности меридиана легких — 3 часа утра — в китайской традиции считается началом потока «энергии» нового дня. Она в этот период имеет «порождающие» качества, способствует рождению новой жизни. Первый ее вдох с рассветом ассоциируется с первым вдохом новорожденного, «жизненная энергия» которого начинает свой путь по меридиану легких. Древняя метафора, включенная в систему нумерологических соответствий, имеет реальную биологическую основу: на эти часы, по статистике, приходится большинство рождений. Тоже статистикой, к сожалению, печальной,—частотой приступов бронхиальной астмы — подтверждается наибольшая функциональная активность дыхательной системы в этот период.

С 3 до 5 часов «метод укрепления тело» и другие подобные упражнении считается предпочтительным выполнять весной и летом, когда в окружающей среде доминирует качество ян: «дыхание»— ци в организме, в котором усиливаются такого же рода качества, предписывается «упорядочивать» посредством субстанций инь, к которым и принадлежит «пневма» легких. Но осенью и зимой в атмосфере преобладают субстанции инь, соответственно для регуляции «пневменного» баланса в организме следует привлекать субстанции ян. Таким качеством обладает «энергия» меридиана толстой кишки, стимулируемая через воздействие на «предшествующий» меридиан легких. Поэтому в осенние и зимние месяцы те же упражнения считается целесообразным выполнять с 5 до 7 часов утра, благо и световой день начинается значительно позже. Но подобные сезонные ограничения условны и существенны только в рамках целенаправленной подготовки мастера в системе традиционного гунфу.
«Метод укрепления тела» и основанные на нем собственно терапевтические методики легче всего сочетаются с обычной утренней гимнастикой, от которой вовсе не стоит отказываться, если она вошла в привычку. Но она должна быть не слишком интенсивной и выполняться не ранее чем минут через 20 после завершения упражнений цигуна. Раньше чем через полчаса после них не стоит принимать и водные процедуры.

В качестве утренней зарядки и даже своего рода производственной гимнастики может применяться комплекс «перемещение и трансформация (пневмы)»— с 7 до 11 часов периоды активности .

Этот комплекс имеет более тонкую и сложную регулирующую структуру, чем предыдущее упражнение, и сочетать его с физическими упражнениями нецелесообразно, лучше перенести их на вторую половину дня. В принципе указанный комплекс может выполняться в любое время, за исключением периода с 12 до 14 часов: считается, что занятия в этот период чреваты слишком быстрым «подъемом субстанций ян»— это особенно вредно для людей среднего и пожилого возраста.
«Метод массажа почек и благоприятствования семени», как уже отмечалось, более удобно выполнять перед отходом ко сну; если он, против ожиданий, оказывает тонизирующее действие,— с 15 до 17 часов, во время активности меридиана мочевого пузыря, либо с 17 до 19 часов, когда активен меридиан почек. Возможность его выполнения с 21 до 23 часов обусловлена стимуляцией меридиана «трех обогревателей» при воздействии на меридиан почек. Интенсивные физические упражнения допустимы не менее чем с интервалом в полчаса до. или после выполнения массажа или не менее чем за час, лучше за полтора-два, до его выполнения перед сном. Интервал в 20—30 минут необходимо выдержать и после принятия вечерних водных процедур.

В традиционной практике гунфу большое место уделялось пространственной ориентировке при выполнении упражнений. Последовательное соблюдение соответствующих правил требует не только знания традиционных методик нумерологических расчетов, но и умения корректировать их в зависимости от географической широты местности и конкретных климатических условий. При этом, по большому счету, должно приниматься во внимание даже место и время рождения занимающегося, особенности местности, где он жил большую часть времени, состояние его здоровья и т. п. От всех этих факторов может зависеть характер «энергетических» процессов в организме и его взаимодействия с внешней средой. На практике чаще применяются «усредненные» принципы учета изменения состояния природной среды в зависимости от года, сезона, месяца, декады или времени суток.

При назначении методик цигун-терапии, времени занятий и пространственной ориентации обычно учитываются прежде всего сезонная (весна — шаоян, лето — лаоян, осень — шаоинь, зима — лао-инь) и суточная цикличность изменений «качеств» атмосферы. Еще чаще, чтобы не запутать пациента, дается «сезонно-пространственная» ориентировка. Пример сезонной установки мы видели применительно к «методу укрепления тела»— разное время выполнения упражнения в весенне-летний и осенне-зимний периоды.

«Пространственно ориентирующие» рекомендации, даже элементарные, могут действительно сбить с толку дотошного пациента. Он «точно знает», что по меридиану сердца (шаоинь руки) течет «пневма» шаоинь, тогда как ему толкуют, что качеством «энергии сердца» обладает «энергия юга»— лаоян. Подобные противоречия условно и в то же время достаточно правомерно можно объяснить «спаренностью» «плотных» и «полых» органов. «Пневма» сердца переходит в меридиан тонкой кишки, приобретая качество ян, а «энергия юга» лаоян содействует этой трансформации и стимулирует «подъем» собственно «пневмы сердца» по внутреннему ходу меридиана к самому сердцу. Парадокс необходимого
«подъема» «энергии» инь, которой вроде бы положено опускаться, может быть объясним посредством образа «наличия ян в инь», тем более в «молодой инь», в которой присутствует изрядная «порция» качества ян. Отсюда термин «сердечный ян», «недостаток» которого приводит к нарушению всей «энергетической цепи» и в итоге к расстройству функций печени, органа «темной», «предельной» инь. К пагубным для печени же последствиям приводит и избыток «сердечного ян»— слишком быстрый его подъем и «застой». И в том, и в другом случае подавляются субстанции инь в организме. Так что для их стимуляции бывает необходимо и привлечение «внешних» субстанций ян в определенной качественной и количественной «дозировке».
Людям среднего и пожилого возраста, большинству которых присущи переизбыток субстанций ян в верхней части тела и дефицит «изначальной пневмы» и «семени» в нижней, Чжан Минъу и Сунь Синъюань рекомендуют при выполнении упражнений обращаться лицом преимущественно к югу. Поскольку задняя поверхность тела соотносится с «небесной ци»— ян ци, передняя — с «земным» инь ци, а «однородные энергии» тяготеют друг к другу, обращение к югу спиной чревато чрезмерным и опасным для здоровья «подъемом сердечного ян». Поворот же лицом к югу смягчает действие «южной энергии» лаоян, «энергия земли» эффективнее «оттягивает» вниз «пнев-му» инь груди и живота. Одновременное обращение к северу спины способствует укреплению «пневмы» почек «однородной энергией» соответствующей стороны света.
Схема тем более условна, что речь идет об относительных качествах субстанций разного уровня. Но она «работает» и как суггестивная установка, и как методическая рекомендация. Порукой тому — авторитет Чжан Минъу, известного мастера, одного из ведущих специалистов Всекитайской ассоциации цигуна.

Следуя той же логике, людям с ярко выраженным синдромом инь, например гипотонией, надо рекомендовать преимущественную ориентацию лицом на север, по крайней мере до тех пор, пока не будет достигнута устойчивая нормализация давления.

Все упражнения, за исключением «массажа почек», лучше выполнять на свежем воздухе, в тихом защищенном от ветра месте. Идеальным местом для занятий считается сосновый бор. Найти место в кипарисовой роще, как то рекомендуют некоторые китайские мастера, в наших условиях, увы, очень непросто. Удобны для занятий дубовые или березовые рощи: по заверениям и некоторых китайских специалистов по цигуну и наших экстрасенсов, «энергетика» этих деревьев хорошо действует на человека. По тем же соображениям нежелательны занятия в еловом лесу или осиновой роще. Ни в коем случае нельзя заниматься на солнцепеке. В морозы от упражнений на свежем воздухе стоит отказаться, особенно в начальный период занятий, когда ваш организм в состоянии физического и психического «покоя» очень уязвим к внешним воздействиям. Лучше ограничиться простой прогулкой или выполнить любые физические упражнения в «нормальном» состоянии сознания.
Одежда должна быть удобной, свободной. Перед занятиями следует снять или ослабить ремень, снять очки, бусы, часы, браслеты, кольца и т. п. Более пригодна обувь на кожаной или матерчатой подошве, без каблука. В на- чальный период занятий не пытайтесь выполнять упражнения босиком — вместо «лучшего энергетического взаимодействия с энергией земли»
Получите простуду.

Земля по утрам прохладна даже летом, и, каким бы закаленным вы себя не считали, остро реагирующий на внешние воздействия организм в тот период, когда он только «учится» включать системы саморегуляции должным образом, может жестоко вас наказать. Аналогии с индийской йогой, на которую любят ссылаться новички, здесь неуместны. Йоги занимаются обнаженными, поскольку и климат в Индии весьма тому способствует, и система подготовки нацелена на тонкое подведение к медитативным упражнениям посредством постепенной физической и психической закалки, тогда как любые начальные комплексы цигуна немыслимы без хотя бы простейших медитативных упражнений на «расслабление и погружение в состояние покоя».

В этом состоянии особенно остерегайтесь сквозняков, не занимайтесь при открытой форточке. Лишь через многие месяцы или даже годы занятий организм может «научиться» воспринимать только необходимые ему внешние воздействия и «не замечать» остальные во время выполнения упражнений.

Перед занятиями обязательно опорожните мочевой пузырь и кишечник. Если вы будете вспоминать об этом правиле только во время выполнения упражнений, у вас может быстро возникнуть курьезный, но малоудобный и довольно устойчивый рефлекс на упражнения цигуна — такие случаи в практике известны.

Что касается диетического питания, то нет нужды пренебрегать рекомендациями «обычных» врачей на этот счет. Китайская диетология — дисциплина не менее сложная, чем сама китайская медицина, и популярные сведения о градации продуктов по качествам инь и ян вовсе не основание для «медицинских» кулинарных экспериментов. Больше овощей и фруктов, меньше мучного и мяса — с этой рекомендацией согласится любой врач в мире.

Обычно мастера цигуна рекомендуют «не отдавать предпочтения определенному виду пищи» — питание должно быть разнообразным. Считается, что воплощенный в «пневме» — ци определенный «вкус» по закону «однородности» поглощается определенными системами организма, в умеренном количестве стимулируя, в чрезмерном — нарушая их функции. Например, соленый «вкус» поступает в кровь и при избытке может вызвать ее «сгущение», поэтому сердечники должны ограничивать потребление соли. «Пневма горького вкуса» распространяется в костях; поскольку костная система «контролируется» почками, избыток горечи в пище может привести к заболеванию и этого органа, и костей. По тому же принципу связаны сладкий «вкус», мышцы, селезенка и желудок; кислый «вкус», сухожилия и печень; острый «вкус» и легкие. В то же время все
указанные «вкусы» в той или иной степени обязательно должны присутствовать в пище. Она не должна быть чрезмерно холодной, горячей, жирной. Считается, что проникающий в организм с холодной пищей соответствующий «патогенный фактор» замедляет течение «пневмы», а это приводит к закупорке каналов и стазу крови. Потребление слишком горячей пищи стаь-мулирует вывод из организма «внутренней ци», а иногда, подобно курению и потреблению алкоголя, ведет к возникновению фактора «жара», переходящего в «холод» (самобытная «организмическая» версия феномена быстрого расширения и спазматического сужения кровеносных сосудов). Жирная пища в первую очередь наносит ущерб «энергии» желудка, соответственно и функции непосредственно связанной с ним канальными путями селезенки (и поджелудочной железы), это влечет за собой «избыток слизи» и чревато гноеродными инфекциями. Переедание, крайне противопоказанное людям «полнокровным» любой медицинской традицией, в китайской медицине трактуется как причина чрезмерного «подъема энергии желудка» и стенического синдрома ян. В то же время воздействие всех «внешних» и «внутренних» факторов патогенеза необходимо для нормальной жизнедеятельности — но в разумных соотношениях. Излишнее укутывание так же вредно, как одежда не по сезону, переедание — как и ограниченность рациона и т. п.

Более категоричны высказывания китайских врачей о необходимости ограничений в половой сфере. Например, в первые три месяца занятий статическими упражнениями нэйянгун («внутреннего вскармливания») предписывается полное прекращение половой жизни. Таковы же рекомендации относительно периода выполнения любых упражнений цигуна с собственно терапевтической целью до излечения, пока не наступит период «поддерживающей» практики. В китайской традиции принято считать, что выдающимся мастером цигуна можно стать лишь при условии почти полного воздержания от траты «семени» — цзин.
Синкретической традицией позднесредневековой китайской медицины в этом плане противостоит отринутая ею древняя традиция, довольно популярная в «народном даосизме». Она считает половую близость при соблюдении определенных требований сексуальной гигиены необходимым условием поддержания «пневменно-энергетического» баланса в организме.
Большое место в психофизиологической гигиене цигуна отводится эмоциональному равновесию. Но речь идет отнюдь не о бесстрастности манекена, жестком ограждении от земных забот и волнений. Рационалистичная китайская наука, обобщившая многовековой практический опыт, ввела в систему «организмического» клас-сификационизма и эмоциональную сферу. Ее «гармонизация» считается возможной посредством противоположных эмоциональных проявлений. Традиционная «психотерапевтическая» схема применяется специалистами цигуна при назначении лечения и в ходе психологического воздействия на больного. По сути, речь идет о полноценной, эмоционально насыщенной, осмысленной и заполненной делами жизни, в которой выдержка и психологическая устойчивость должны даваться не судорожным волевым усилием, чреватым еще более страшным срывом, но спокойным пониманием особенностей своей психофизиологической структуры (пусть даже они выражены в «ненаучных» понятиях) и умением управлять ею, которое можно совершенствовать. Среди китайских систем психофизиологического тренинга есть и взаимоисключающие, но не меньшее число методик можно практиковать параллельно — здесь нужны конкретные рекомендации специалистов. Почти универсальной сочетаемостью с самыми разными видами цигуна отличается гимнастика тайцзицюань.

Освоение достаточно простых упражнений цигуна может стать основой для освоения более сложных методик психофизиологического тренинга и развития многих таких способностей, о наличии которых у себя вы даже не подозревали. Важнейшее условие успеха — ясность, осмысленность и действительная важность для вас цели, которую вы перед собой ставите.

Иногда такой целью становится абстрактно понимаемое самосовершенствование. Сторонники «восточных» путей к весьма смутному идеалу духовной и физической гармонии начинают искать его в путаных трактовках некой «восточной философии», а по сути — в собственных фантазиях и предрассудках. Энтузиасты «самосовершенствования» нередко заявляют о своем разочаровании в современной медицине, науке и «грубо рационалистичной» системе ценностей.
О том, что современная культура и наука самостоятельно, хотя и с «другого конца», на более высоком уровне подошли к тем же проблемам, что некогда решали восточные мыслители, «разочарованные» предпочитают не задумываться. Как и о том, что выдающиеся представители западной мысли искали на Востоке скорее подтверждения собственных идей, чем штамп для подражания. Другое дело, что опыт древних цивилизаций, теория и прак-
тика восточных систем психофизиологического тренинга могут оказать неоценимую помощь в строительстве науки и культуры будущего.

В конечном счете восточные методики развития психических и физических возможностей человека, в том числе цигун,— всего лишь средства для достижения самых разнообразных целей. Они призваны не заменить, и тем более «отменить», современные знания и практические методики, но вместе с ними способствовать созданию нового знания и новых возможностей. И уж вовсе не стоит путать задачи оздоровления, достойные сами по себе, с задачами духовного самосовершенствования, хотя между ними и есть очевидная связь.

Не могут цигун, йога, другие аналогичные системы быть панацеей от любых недугов. Таким средством во все времена была разумная организация своей жизни. При отсутствии квалифицированных инструкторов цигуна вообще предпочтительней решать задачи оздоровления с помощью хорошо освоенных нашими врачами методов. Но занятия собственно цигуном потенциально могут дать нечто большее, чем крепкое здоровье или развитие психофизиологических возможностей,— ощущение близости иной духовной культуры, желание расширить свои знания о ней, осмыслить ее опыт и опыт культуры своего народа.