«ЕСТЕСТВЕННЫЕ» УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЫХАНИЯ

К «естественной» гимнастике дыхания относятся: смех, вздохи, стоны, зевота.
При пении укрепляется дыхательная мускулатура, при смехе совершенствуется ее эластичность, вздохи расслабляют ее. При стонах эти мышцы становятся упругонатяну-тымй, а при зевоте все предыдущие воздействия комбинируются.
Если «естественные» упражнения для дыхания выполняются неправильно, то они неизбежно вместо отдыха принесут лишь утомление.
При смехе звук возникает в том же месте, что и при пении. Грудная клетка остается расширенной и напряженной, талия «сотрясается». Это происходит оттого, что диафрагма при смехе попеременно то напрягается, то расслабляется. ,
В данном случае следует грудную клетку держать несколько выгнутой, она должна принять сводообразную форму, не надо подтягивать живот, сам звук должен начинаться в носоглотке.
При вздохах дышат как ртом, так и носом. Выдох здесь совершается очень быстро, полностью расслабляя легкие и дыхательные мышцы. Вздох наступает автоматически тогда, когда в силу внутренних или внешних причин значительно возрастает напряжение дыхания, и предохраняет таким образом легкие от угрожающего повышения давления в грудной клетке, которое может вызвать затруднение кровообращения. При этом возникает чувство, как будто «камень падает с сердца».
Позвоночник при вздохе должен оставаться прямым. При выполнении упражнений на расслабление, находясь в положении сидя или стоя, не желательно прибегать к наклонам вперед, Это мо^ жет сформировать стереотип неправильной осанки.1
Стон ослабляет напряжение дыхательной мускулатуры, возникающее при больших нагрузках, и напрягает стенки туловища. В то время как при вздохе воздух быстро выходит наружу, при стоне он накапливается, как в процессе звукообразования; в верхней части носоглотт ки возникает тихий шум, чаще напоминающий звуки «ах» или «эх», который реализуется при минимальной затрате воздуха без усилий.
Как и для звукообразования, для реализации стона важны правильное положение грудной клетки и напряжение талии. Необходимо представить себе, что воздух растекается вниз по туловищу, одновременно расширяя его (рис. 16),
При задержке воздуха голосовая щель закрыта и испытывает при этом минимальное напряжение, открыть ее довольно трудно.
При стоне и задержке воздуха любое избыточное давление принесет лишь вред, его легко устранить, следуя вышеизложенным рекомендациям. И наоборот, правильная реализация стона и задержки дыхания значительно укрепляет органы дыхания.
Зевота для дыхательных мышц имеет такое же значение, как потягивание для суставов и спины. При малых
1 Нормальное здоровое расслабление представляет собой максимальное, снижение мышечного напряжения, не переходящего допустимую границу, т. к. мышцы должны в то же время выполнять свои функции удержания осанки, формы позвоночника и всего туловища, причем с минимальным напряжением. Поэтому отклонение от вертикального положения рассматривается как нарушение осанки (прим. авт.)

нагрузках устанавливается относительно поверхностное дыхание. Зевота возвращает дыхательным мышцам эластичность и упругость. При этом в грудной клетке появляется характерное чувство удовлетворения, похожее на то, что появляется при потягивании в суставах1.
При зевоте производится глубокий вдох через носоглотку: воздух поднимается под действием сильно напряженной мускулатуры органов дыхания и через несколько секунд в результате общего расслабления со, вздохом выталкивается наружу.
Для расслабления можно прибегать к зевоте в любое время.
Правильная зевота выполняется следующим образом.
1. Правильно опуская нижнюю челюсть (см. рис. 14), широко открыть рот. Одновременно через носоглотку в три-четыре приема с шумом вдохнуть воздух. Язык при этом соответственно количеству приемов следует отодвигать назад до задней части мягкого нёба.
2. Задержать дыхание, увеличив при этом объем талии, и тихо застонать (как описано выше). Поскольку здесь речь идет о правильной форме дыхания, то задержка воздуха не будет вредна.
3. Выдыхать следует со вздохом. При этом напряженная грудная клетка расслабляется и незначительно опускается.