ДЫХАНИЕ И ЗВУКООБРАЗОВАНИЕ

Во время образования звука одновременно напрягаются мышцы, осуществляющие вдох, легкие, а также мускулатура брюшного пресса.
В результате напряжения этих мышц происходит незначительное выдвижение вперед грудной клетки. Под воздействием сильно напряженной диафрагмы увеличивается объем талии, особенно в области поясницы и подложечной ямки.
Расслабленные при обычном дыхании мышцы брюшного пресса сейчас напрягаются, создавая сопротивление
диафрагме. При этом они уравновешивают друг друга (рис. 12).
Такое напряжение мышц сохраняется в течение всего времени звукообразования. При этом объем талии медленно уменьшается в соответствии с количеством расходуемого воздуха. Наибольший эффект достигается при условии, если форма и объем грудной клетки остаются без изменения. Легкие, раздувающие голосовые связки и прилегающие к ним полости, обеспечивают и гарантируют тонкую регуляцию помещающегося в них воздуха. Только при таком условии у певцов возможен исключительно отработанный способ «экономного дыхания».
Такой же способ дыхания необходим и для произнесения глухих согласных.
В процессе разговора или пения гласные различаются посредством артикуляции. Они также должны произноситься с минимальным расходом воздуха. Некоторые согласные (п/б, к/г и т. д.) произносятся вообще без участия потока воздуха.
С исчезновением звука содержащийся в легких воздух выталкивается наружу. Это происходит в результате расслабления дыхательной мускулатуры грудной клетки и диафрагмы. Причем мускулатура брюшного пресса со-
кращается, как и при обычном дыхании. От продолжительности звука зависит то, насколько приблизится грудная клетка к талии. Если звук был настолько длинным, что уже израсходована большая часть запаса воздуха и объем талии уменьшился до исходного положения, тогда наступает еще большее расслабление диафрагмы. Грудная клетка по окончании звука опускается настолькб, насколько она поднялась при его образовании. Опускание грудной клетки можно, определить по незначительному опусканию ключиц.
Во "время пения или разговора вдох происходит настолько быстро, что совпадает с расслаблением мышц грудной клетки при исчезновении звука, характеризуется молниеносным засасыванием воздуха и совершается автоматически носоглоткой через открытый рот (см. рис. 4, 19). В этом процессе челюсть, язык и губы участия не принимают.
При наступлении паузы выдыхается оставшийся неиспользованный воздух. Процесс выдыхания регулируется автоматически. Сознательно управляется этот процесс лишь при тренировке требуемого автоматического выдыхания.
Звук возникает в верхних дыхательных путях. Расположенная позади ротовой и носовой полостей обычно Мягкая трубчатая носоглотка при напряжении образующих ее стенку мышц становится твердой. Легкие раздувают эту трубку, и воздух, проходя через голосовые связки, образует звук. Этот механизм звукообразования полностью идентичен механизму образования звука в духовых музыкальных инструментах, где порция воздуха проходит из полости рта через губы и преобразуется внутри инструмента в звуковые колебания. Однако в отличие от музыкального инструмента, где образуется всегда один и тот же звук, мышцы, участвующие в его образовании, позволяют варьировать человеческий голос.
В момент формирования звука мышцы носоглотки удерживают, во-первых, трубку носоглотки так долго, насколько это необходимо для образования полноценного звука; во-вторых, гортань продолжительное время в правильном положении, что позволяет голосовым связкам свободно производить звук.
Сила звука регулируется напряженными легкими (тонусом дыхательной мускулатуры).
Высота тона регулируется голосовыми связками, мышцы которых могут варьировать их ширину, длину, толщину, напряжение и таким образом устанавливать желаемую высоту тона.
Резонирование носоглотки и смежной с ней области регулируется мышцами стенки носоглотки, которые в незначительной степени изменяют форму ее пространства.